Об Индийских Ведах вкратце ----------------------------------------- Вся Ведическая литература (первоначально существовала одна индийская Веда, Йаджур-веда, и она передавалась изустно, от учителя к ученику, но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды, сделав их доступными всем людям этого века - Кали-йуги), включает в себя: Первое произведение - Веды в четырех частях (мудрость выраженная в древних санскритских текстах, охватывающих все области человеческого знания): Риг-веда (10 книг прославляющих бога огня - Агни и бога дождя и райских планет - Индру), Сама-веда (песнопение, стихи, особенно прославляет небесный напиток сому), Йаджур-веда (содержит инструкции по проведению жертвоприношений), Атхарву-веда (обряды, по большей части предназначенные для излечения болезней). Пураны (18 произведений изложены в виде бесед и проиллюстрированы случаями из истории) Эпос Махабхарата - 110 000 стихов, включая в себя Бхагават-гиту - диалог между Верховной Личностью Бога Шри Кришной со Своим преданным другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра около 5000 лет назад, где изложена суть философии Вед и она является основной священной книгой почти для всех религиозных течений Индии 108 Упанишад (описывают безличный аспект Абсолютной Истины) АЙТАРЕЯ УПАНИШАДА КАУШИТАКИ УПАНИШАДА КЕНА УПАНИШАДА ТАЙТТИРИЯ УПАНИШАДА КАТХА УПАНИШАДА ШВЕТАШВАТАРА УПАНИШАДА МАЙТРИ УПАНИШАДА ИША УПАНИШАДА МУНДАКА УПАНИШАДА ПРАШНА УПАНИШАДА МАНДУКЬЯ УПАНИШАДА Ваджрасучика упанишада Атма упанишада Кайвалья упанишада Маханараяна упанишады Чхагалея упанишады Субала упанишады Пайнгала упанишады Брахмабинду упанишада Йогататтва упанишады Кантхашрути упанишады Джабала упанишады Ниларудра упанишады Рамапурватапания упанишады ... И в заключение составлена Веданта-сутра (веда-анта буквально означает конец Вед - это обобщение всех ведических знаний в афоризмах для ученых и философов) Оставшись неудовлетворенным сложным философским изложением Веданта-сутры, сразу же описывает разъяснения в виде комментарий к его же Веданта-сутре в виде Махапураны Шримад-Бхагаватам, состоящей из 18000 шлок (стихов). Шримад-Бхагаватам известен, как зрелый плод дерева ведического знания. Кроме основных Вед существуют еще вспомогательные Веды, которые включают разнообразные материальные знания - Упаведы: в Аюр-веде излагается медицинское знание, в Дханур-веде - Веде лука излагаются принципы воинского искусства, в Джатир-веде - астрология, в остальных - знания по архитектуре, логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории... Таким образом цивилизация древней Индии основывалась на Ведах, и поэтому её называют еще ведической цивилизацией. Как описывается в самих Ведах (например, Бхагават-гита, глава 4, текст 2 или БГ.4.2), ведическое знание передавалась по цепи ученической преемственности. Значение этого объясняется следующим образом. Любой человек в этом мире имеет 4 недостатка: он склонен впадать в иллюзию, склонен к обману, обречён совершать ошибки и имеет несовершенные чувства. Поэтому, Веды призывают людей принять знание от авторитетного источника, т.е. от личности, уже имеющей совершенное знание. Такая личность в Ведах называется гуру, или духовный учитель - обладатель всего знания. Комментарии о Ведической литературе. Индусы признают два вида авторитетной религиозной литературы. Первый - шрути ("услышанное"), считается либо вечным и самосущим, либо проявленным в результате божественного откровения. Второй - смрити ("воспоминание"), воспринимается литература, созданная человеком, и обладает меньшим авторитетом. Ведическая литература включает в себя все шрути и некоторые смрити. В первую очередь, четыре основных собрания (самхита), каждое из которых носит название веда ("священное знание"). 1. Из вед самой древней и наиболее важной является Ригведа (Веда гимнов), содержащая 1028 гимнов. Гимны состоят в среднем из десяти строф каждый и исполнялись во время ритуалов, посвященных огню и соме ("священное возлияние"). Гимны сгруппированы в десять разделов (мандала), из которых разделы 2-7 признаются наиболее архаичными. Окончательная редакция памятника была, вероятно, завершена к 10 в. до н.э. Основное содержание гимнов Ригведы - восхваление ведических богов и обращение к ним с молениями. 2. Вторая веда, Самаведа (Веда песнопений), содержит 1549 строф, почти полностью заимствованных из Ригведы и используемых как напевы во время жертвоприношения сомы (и богу Соме). Самаведа содержит также песенники (гана), поясняющие способ исполнения этих строф. 3. Третья веда, Яджурведа (Веда жертвенных формул), существующая в нескольких редакциях, служила руководством для жрецов, непосредственно отправлявших ритуал жертвоприношения, сопровождаемый декламацией, молитвами и песнопениями других жрецов. Она состоит из строф, в основном заимствованных из Ригведы, и прозаических формул (яджус) и была отредактирована позже, чем Ригведа. В последней книге Ригведы и в Яджурведе речь идет о происхождении мира, о сущности божественного начала, о богах, о богатыре-воителе Индре (центральный персонаж ведийской мифологии, божество грома и молнии, предводитель богов-дэвов), о происхождении бытия и богов. 4. Четвертая веда, Атхарваведа (Веда заклинаний и заговоров), существует в нескольких редакциях и включает 730 гимнов, содержащих около 6000 строф, а также прозу. Язык Атхарваведы указывает на то, что она была составлена позже Ригведы, из которой заимствует некоторые материалы. Атхарваведа состоит из заклинаний, направленные против отдельных личностей, демонов и болезней или на обретение удачи в любви, на приращение потомства и материальное благополучие. После того, как веды были составлены, ведические жертвоприношения усложнились, а жрецы создали комментирующую прозу под названием брахманы - истолкования значения обрядовых действий, а также сопровождающие их мантры (примерно конец 2- начало 1 тыс. до н.э.). В них была детализирована и разъяснена практика совершения жертвоприношений, указаны подходящие для каждого случая ведические строфы и развиты теологические и философские положения. Этот аспект индуизма часто называют брахманизмом (см. также: КАРМА;). Все четыре веды располагают брахманами, важнейшая из них - Шатапатха-брахмана (Брахмана ста путей), примыкающая к одной из редакций Яджурведы. Кроме теологии и ритуала, брахманы включают множество легенд, некоторые вопросы исторического характера и обширные фактические данные, содержащиеся во вкрапленных в брахманы фабульных элементах - так называемых итихаса, акхьяна, пурана. К брахманам примыкают эзотерические теологические тексты под названием араньяки (или "лесные книги"), предназначенные для дополнительного и тайного истолкования ритуалов отшельниками и посвященными. С араньяками обычно связываются упанишады ("тайные учения"), содержащие большие разделы, посвященные мистической интерпретации вселенной во взаимосвязи с человеком. Упанишады - древнейшие философские произведения Индии (см. также ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Они в непринужденной манере, посредством какой-нибудь истории, загадки, диалога или религиозного стиха раскрывают идеи, которые позднее стали основными в знаменитых индийских философских системах и оказали влияние на буддизм (см. также БУДДА И БУДДИЗМ) и джайнизм, как, впрочем, и на индуизм. Прежде всего это - учение о перевоплощении, о карме, определяющей будущее бытие человека, об освобождении от смены воплощений, о единстве индивидуального (атман) и мировой души (брахман-логос). Период возникновения брахман с относящимися к ним упанишадами - примерно 8-5 вв. до н.э. В более поздние времена были созданы другие упанишады, которые не связаны с брахманами. Оставшуюся часть ведической литературы занимают тексты "веданги" ("члены Вед"). Они призваны обеспечить правильное использование ведических материалов и посвящены фонетике, просодии, грамматике, этимологии, астрономии и ритуалу. Последняя носит название Кальпа и включает в себя сочинения-сутры ("нить") - афоризмы, передававшиеся устно и часто недоступные для понимания без сопроводительного комментария.